Связанные одной целью

Опубликовано: журнал «Дело» №4,  2010 год.http://delo.by/ru/last/2326.html
Елена Шахлевич, «Дело» 

Все больше белорусских компаний предпочитают ресторанным корпоративам активный отдых на природе. А именно -- тренинги по формированию команд


Многие руководители уже давно осознали, что эффективность бизнеса во многом зависит от сплоченности коллектива, умения каждого его члена взаимодействовать друг с другом. Именно поэтому такое большое значение сейчас придается всевозможным тренингам по командообразованию. Наиболее востребованным из них на белорусском рынке является веревочный курс.

Веревочный курс – это своеобразный синтез корпоративного праздника и увлекательного тренинга, сопряженного с посильными физическими и психологическими нагрузками. В зависимости от пожеланий заказчика и существующих в компании проблем акцент может смещаться как в одну, так и в другую стороны. Но, как показывает практика, большинство организаций выступают за их гармоничное сочетание: утром – тренинг, вечером – шашлыки и неформальное общение. Все это только добавляет очков компании, ратующей за поддержание корпоративной культуры, а в период кризиса позволяет сэкономить, поскольку «веревочный курс» оплачивается не из прибыли, а включается в затраты.

-- Кризис – это время, когда идеи и энергия персонала нужны как никогда раньше, -- замечает Вероника Коппек, бизнес-тренер Консалтинговой группы «Здесь и Сейчас». -- На мой взгляд, вместо того чтобы тратить деньги на застолье, лучше вкладывать их в мероприятия, которые реально изменят отношения сотрудников друг к другу и позволят сформировать нужный настрой на победу.

Куму нужны «веревки»?

Считается, что «веревочный курс» полезен всем, даже если рассматривать его только в качестве активного отдыха (как чаще всего подают курс праздничные агентства). Атмосфера азарта и приключений, стирающая определенные границы в общении и психологические барьеры, позволяет каждому участнику оценить себя в нестандартных ситуациях. Она благоприятна для эмоционального сближения сотрудников, установления открытых и доброжелательных отношений, что в конечном итоге будет перенесено и в сферу рабочих отношений.

Действенность «веревок» особенно отмечают компании, для которых важен эффект «синергии».
-- Если достижение результата требует объединения усилий нескольких человек, «веревочный курс» помогает оптимизировать время его достижения и повышает качество результата, -- отмечает Вероника Коппек. -- Ведь ни для кого не секрет, что много энергии и времени людьми часто тратится на внутреннюю борьбу и защиту личных интересов, что всегда вредит общему делу. Тренинг может быть неэффективен лишь для коллективов, где нет необходимости в командной работе, где деятельность носит сугубо индивидуальный характер или в случае, когда изменения, выявленные в ходе курса, не поддерживаются в «офисных» условиях.

Непосредственно сам тренинг, как правило, проводится в лесу на искусственно созданной полосе препятствий. На первый взгляд, кажется, что предлагаемые задания рассчитаны исключительно на силу и ловкость, что поначалу вводит в ступор людей, не обладающих такими качествами. На самом деле физическая подготовка здесь не играет никакой роли.

Программу проходили участники не просто в плохой физической форме, но и с откровенными повреждениями опорно-двигательного аппарата и даже женщины в положении, что не является помехой, ведь веревочный курс – это не спартакиада, где каждый демонстрирует свое физическое превосходство. Это умение работать сообща, как единый живой организм с «мозговым центром», «телом» и «конечностями» -- в этом случае нагрузка равномерно распределяется между всеми членами команды.

- Здесь нет «слабых элементов», -- поясняет Сергей Бобков, руководитель компании Активный мир, -- Если человек весит 150 кг и не может перепрыгнуть через веревку – это не его проблема, а проблема команды. Если он не справился – не он виноват, а вы -- как команда не смогли решить такую задачу. Кстати, неоднократно убеждался, что физически неподготовленные люди доставляют гораздо меньше хлопот команде, чем молодые и выносливые. Первые склонны к более глубокому анализу ситуации, в то время как вторые часто предпочитают действовать необдуманно, полагаясь только на силу. Именно излишняя самоуверенность приводит к ошибкам, из-за которых всей команде приходится повторно выполнять задание.

Тренинг начинается с формирования команд. Минимальное количество человек в группе -- 5-7 (все зависит от тренера), максимальное – 12-14. Чтобы курс оказался максимально эффективным, тренер «случайным» способом «перемешивает» сотрудников. Иногда это делается и в соответствии с предварительными пожеланиями руководства.

-- Есть контролируемые способы деления команды, – раскрывает секрет Сергей Бобков. -- При этом участники не подозревают, как их разделили – все происходит вполне естественно. Для чего это может быть сделано? Во-первых, чтобы сотрудники из разных подразделений или дочерних компаний перезнакомились друг с другом. Во-вторых, чтобы устранить влияние на проведение и результаты тренинга привычных, сложившихся годами отношений. Поясню на примере. Каждое подразделение -- это своя территория со своим правилами и законами, все остальные структуры сотрудники могут воспринимать, мягко говоря, недружелюбно. Оказавшись в одной команде и пережив вместе победу, которой они гордятся, посторонние до этого люди начинают по-другому смотреть друг на друга. Это иной уровень отношений, который они перенесут и в офис. Как правило, люди не возражают против такого деления, если им объяснить, что таковы правила…

Все по правилам

Базовый «веревочный курс» обычно состоит из 8-12 упражнений и проводится на «низком» (проще говоря, на земле) и «высоком» (на высоте10-20 метров) уровнях. Каждое задание направлено на развитие какого-либо качества команды: например, на улучшение взаимопонимания, слаженности действий, повышение доверия в коллективе и др. Победа приходит только в том случае, если испытание выполнили все члены группы. К слову, от выполнения задания можно и отказаться, но также только всей командой.

«Высокие упражнения» выполняются по желанию и являются своеобразным вызовом себе, желанием побороть естественный страх высоты. Целью «высокого» уровня является повышение самооценки каждого члена команды. Он заставляет поверить участника в то, что он может гораздо больше, чем думает, а вот это уже позволит сотруднику в дальнейшем взяться за те дела, о которых он ранее и помыслить не мог.

В базовом веревочном курсе нет духа соперничества и соревновательной основы ни между членами группы, ни между разными командами. «Враждебной» является только окружающая среда со всевозможными препятствиями, неблагоприятными погодными условиями, насекомыми и др. Нет ограничений и во времени. В зависимости от правильности принятого решения на одно упражнение может уйти час или три. Однако, по мнению тренеров, базовый курс не должен длиться больше 6-7 часов, поскольку команда настолько физически и эмоционально устает, что не способна справиться с заданиями, требующими повышенной концентрации внимания. В этом случае тренинг не принесет должного результата и может вызвать обратный эффект – подрыв веры в команду.

Каждое задание начинается со своеобразного «мозгового штурма» -- командой разрабатывается стратегия и тактика решения задачи. Каждый имеет право высказать свое мнение, при этом одно из правил, к которому должна прийти команда в результате этого штурма – запрет на критику. Любые идеи, даже, на первый взгляд, самые безнадежные, должны приниматься во внимание. Сергей Бобков до сих пор с гордостью вспоминает веревочный курс одной известной белорусской IT-компании. Казалось, что испытание она могла пройти, лишь исключив из числа команды нескольких участников. Но внутренняя сплоченность и командный дух не позволили участникам курса пойти на такой шаг. Вместо этого они выдвинули идею на уровне изобретения и в конце концов справились с заданием.

Как правило, именно в процессе обсуждения происходит распределение ролей в команде. При этом каждый участник интуитивно берет на себя полномочия, соответствующие его возможностям и внутренним потребностям, при этом ровно столько, сколько позволит ему коллектив. Обсуждение -- наверное, самый важный момент в курсе, позволяющий тренеру (и психологу, если он есть на площадке) оценить, кто есть кто в команде. Здесь рождаются создатели идей, координаторы и исполнители. И далеко не всегда роль человека в команде соответствует его позиции в компании. Собственно, одной из целей веревочного курса и является выявление тех ролей, которые участники занимают в нестандартной ситуации. Офисное пространство, корпоративная политика, давление со стороны вышестоящих, узкие должностные обязанности – все это, порой, не дает человеку раскрыться, показать свой потенциал. Веревочный курс позволяет каждому заявить о себе и доказать свою эффективность на деле.

Чтобы объективно оценить своих сотрудников (если ставится такая задача), тренеры рекомендуют руководителю не принимать участие в тренинге. Основатели курса – американцы – убеждены, что руководитель должен оставаться в стороне от процесса. Если вы станете частью команды, вас захлестнут общие эмоции, от которых будет сложно абстрагироваться. А вам нужно увидеть команду со стороны». Конечно, существует и другая проблема: сотрудники, зная, что за ними наблюдает начальник, часто не могут вести себя естественно и непринужденно, стараются ему понравиться. Чтобы этого не произошло, и руководитель не выступал в качестве пассивного наблюдателя, оценщика, ему часто отводится «почетная» роль фотографа. Обычно все воспринимают это с радостью и пониманием.

После каждого упражнения группа вместе с тренером проводит «работу над ошибками». Главное в ней – понять, что мешает двигаться вперед, эффективно взаимодействовать. Типичные ошибки – неумение слушать друг друга, правильно формулировать свою позицию, отстаивать свое мнение, или, наоборот, вовремя согласиться с точкой зрения товарища по команде. Часто именно эти проблемы выявляются при работе в офисе. Только там они не настолько заметны, а здесь -- очевидны. Тренеры отмечают, что после веревочного курса многие сотрудники компаний, осознав, что является краеугольным камнем их проблем, начинают работать над устранением внутрикомандных конфликтов, а это -- первый шаг на пути создания сплоченного и единого коллектива.

На сплочение команды нацелена даже система оценки членов группы. Им предлагается рефлексия в форме игры, где они с закрытыми глазами буквально на пальцах должны выставить себе баллы за участие в испытании. Затем все результаты оглашаются. И уже задача команды – убедить человека, оценившего себя, например, невысоко, в том, что его роль (пусть даже пассивная) была не менее значима, чем у разработчика стратегии. Общая же оценка отражена в боевом кличе группы: чем он тише, тем менее довольна собой команда и наоборот.